понедельник, 21 сентября 2015 г.


Как работать над ошибками? (памятка)

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.
Работа над ошибками вызывала большой интерес еще давно у методистов прошлого века.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
“Общий принцип исправления ошибок,- говорит Н.С.Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…” (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе.)
Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, мною составлена “Памятка по работе над ошибками”. Для организации самостоятельной работы, домашней работы необходимо использовать эту памятку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму. В этой памятке дала указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести. Работа по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях, я приписываю маленькую цифру- номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускаю две строчки и на последующих строчках указываю эти номера. Ученик, получив тетрадь, выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.
Например: надела шупку – на полях ученик видит – № 8. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:
№ 8 шубку – шуба;
№ 6 волна – волны.
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются: 
• самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок; 
• самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка; 
• подобрать проверочное слово; 
• еще раз повторить правило. 
Безусловно, работа над ошибками учеников всего класса и отдельных учащихся не ограничивается рамками одного урока. Это длительный процесс. Планируя повторение учебного материала, опрос учащихся, их самостоятельную работу, всегда готовлю карточки с заданиями теми орфограммами, на которые ученик допустил ошибку. Наблюдения показывают, что работа над ошибками дают положительные результаты.

1 комментарий:

  1. А что делать, когда ребенок в работе над ошибками, опять их повторяет или совершает новые? Мне кажется, это процесс бесконечный. Естественно, пишу только про своего ребенка.

    ОтветитьУдалить