Воспитание (в том числе и патриотическое)
подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в
условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно
изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования
образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006/10г.»
определила стратегические цели государства и основные пути развития системы
патриотического воспитания граждан. Эта программа направлена на дальнейшее
формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей
ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Патриотизм – это важное качество человека, предполагающее любовь
к Родине.
Готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский
долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм
являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского
общества.
Чувство патриотизма возникает под воздействием
окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери;
подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу,
городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает
свою принадлежность к Отчизне.
Патриотическое воспитание всегда было одним из
важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младшей школьный возраст наиболее удобный период для
воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к
подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают
благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Именно в
младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о
положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между
людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда
чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки,
выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее
значение. Поэтому восприятие младшими школьниками журчания ручейка, песен
зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает
впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе.
Важное значение в процессе формирования у школьников
любви к Родине имеет то, что эмоциональные переживания приобретают более
глубокий и устойчивый характер. Вместе с тем в этом возрасте чувства продолжают
оставаться еще недостаточно устойчивыми, и это создает определенные трудности в
воспитании патриотизма. С возрастом чувства детей становятся более осознанными,
наблюдается переход от элементарных неосознанных эмоций к эмоциям более
высокого порядка. Эти изменения происходят в результате расширения знаний об
окружающем, усвоения нравственных норм, формирования самооценки. Если поначалу
эмоциональные переживания вызываются в основном оценками взрослых, то в ходе
своего развития ребенок младшего школьного возраста начинает понимать, что
хорошо и что плохо, самостоятельно оценивать свои поступки и поступки других
людей. Увеличивается «разумность» чувств, связанная с умственным развитием
ребенка, возрастанием роли слова в их
формировании.
В воспитании младших школьников большое значение имеет
пример эмоционального отношения к действительности взрослых. Поэтому от
богатства чувств взрослых зависят чувства детей, и учитель может оказать
сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что
является важным моментом, облегчающим восприятие патриотических чувств детей.
Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине,
осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств – симпатии,
сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности.
Не менее важным в воспитании начал патриотизма
является прошлый опыт ребенка, опыт чувств, отношений к окружающей
действительности. Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому
человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение
героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным.
Он тем самым приобрел эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний»,
который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста.
Чувства, переживаемые в детстве, не исчезнут
бесследно, останется «память сердца» (В.А. Сухомлинский), поэтому важно, чтобы
все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе
эмоциональный отклик, положительное отношение к окружающему – основа
нравственных чувств.
При целенаправленном воспитании ребенка его чувства
гораздо богаче, разнообразнее, чем у детей, не получивших правильного
воспитания.
Таким образом, нравственные чувства, к которым
относится чувство патриотизма, активно формируются в младшем школьном возрасте
на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных
переживаний.
Для учащихся данного возраста характерна тенденция ко
все большему обобщению знаний. На основе накопленного чувственного опыта
формируются познавательные интересы, способность к обобщению, анализу,
сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам. Ученик начинает
ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.
Младшего школьника начинают привлекать явления социальные, о чем
свидетельствуют вопросы детей, темы их разговоров, игр, рисунков.
Возникновение познавательных интересов – важное
условие успешного развития и воспитания ребенка, формирования его
положительного отношения к явлениям окружающей действительности. Общение со
взрослыми во многом определяет содержание и направление развитие познавательных
интересов учащихся. Взрослый как бы «подтягивает» ученика на новый, еще не
доступный ему уровень познавательной деятельности, создавая зону его ближайшего
развития.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста
можно сформировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни,
которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру,
предпосылкой их патриотического воспитания.
Известно, что действенное отношение школьников ко
всему окружающему проявляется в игре, учебе, труде, творческой деятельности.
Знания и чувства, играя важную роль в деятельности школьника, сами формируются
и совершенствуются в этой деятельности. Рисунки школьников, как и творческие
игры, позволяют судить об уровне их представлений, сформированности интереса и
отношений к окружающему миру; дают возможность увидеть, в каком направлении
развивается ученик, и, значит, повлиять на его духовное развитие. В младшем
школьном возрасте складываются начала действенного отношений к Родине, проявляющегося
в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по
отношению к другим людям, беречь природу, то, что создано трудом человека,
ответственно относиться к порученному делу. Все это имеет большое значение для
воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов
деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Для формирования чувства патриотизма в системе
воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание,
но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей
совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами,
по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный,
эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно-мотивационный
компонент патриотизма формируется,
прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания
таких ситуаций. В которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за
свою Родину. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы
учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной
литературе.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей
родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по
памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми,
совершившими боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный
компонент включает в себя углубленное
осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах
деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении
литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций.
Эмоционально-чувственный
компонент состоит из формирования у детей
патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания
учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные
переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная
работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления
патриотизма, ее необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие
педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в
результате чего складывается их собственная позиция.
Поведенческий
и волевой компоненты – это
формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма
и культурных межличностных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой,
спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи
с ветеранами и знаменитыми людьми.
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным
воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов,
традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика
является основой теории патриотического воспитания. К.Д. Ушинский писал:
«Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет и
ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у других народов». В течение веков народы
России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна
формировать патриота.
Комментариев нет:
Отправить комментарий