среда, 10 мая 2017 г.

Патриотическое воспитание в начальной школе

Воспитание (в том числе и патриотическое) подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006/10г.» определила стратегические цели государства и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. Эта программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Патриотизм – это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине.
Готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.
Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младшей школьный возраст наиболее удобный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие младшими школьниками журчания ручейка, песен зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе.
Важное значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеет то, что эмоциональные переживания приобретают более глубокий и устойчивый характер. Вместе с тем в этом возрасте чувства продолжают оставаться еще недостаточно устойчивыми, и это создает определенные трудности в воспитании патриотизма. С возрастом чувства детей становятся более осознанными, наблюдается переход от элементарных неосознанных эмоций к эмоциям более высокого порядка. Эти изменения происходят в результате расширения знаний об окружающем, усвоения нравственных норм, формирования самооценки. Если поначалу эмоциональные переживания вызываются в основном оценками взрослых, то в ходе своего развития ребенок младшего школьного возраста начинает понимать, что хорошо и что плохо, самостоятельно оценивать свои поступки и поступки других людей. Увеличивается «разумность» чувств, связанная с умственным развитием ребенка, возрастанием  роли слова в их формировании.
В воспитании младших школьников большое значение имеет пример эмоционального отношения к действительности взрослых. Поэтому от богатства чувств взрослых зависят чувства детей, и учитель может оказать сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что является важным моментом, облегчающим восприятие патриотических чувств детей. Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств – симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности.
Не менее важным в воспитании начал патриотизма является прошлый опыт ребенка, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным. Он тем самым приобрел эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста.
Чувства, переживаемые в детстве, не исчезнут бесследно, останется «память сердца» (В.А. Сухомлинский), поэтому важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик, положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств.
При целенаправленном воспитании ребенка его чувства гораздо богаче, разнообразнее, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Таким образом, нравственные чувства, к которым относится чувство патриотизма, активно формируются в младшем школьном возрасте на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
Для учащихся данного возраста характерна тенденция ко все большему обобщению знаний. На основе накопленного чувственного опыта формируются познавательные интересы, способность к обобщению, анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам. Ученик начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Младшего школьника начинают привлекать явления социальные, о чем свидетельствуют вопросы детей, темы их разговоров, игр, рисунков.
Возникновение познавательных интересов – важное условие успешного развития и воспитания ребенка, формирования его положительного отношения к явлениям окружающей действительности. Общение со взрослыми во многом определяет содержание и направление развитие познавательных интересов учащихся. Взрослый как бы «подтягивает» ученика на новый, еще не доступный ему уровень познавательной деятельности, создавая зону его ближайшего развития.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста можно сформировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой их патриотического воспитания.
Известно, что действенное отношение школьников ко всему окружающему проявляется в игре, учебе, труде, творческой деятельности. Знания и чувства, играя важную роль в деятельности школьника, сами формируются и совершенствуются в этой деятельности. Рисунки школьников, как и творческие игры, позволяют судить об уровне их представлений, сформированности интереса и отношений к окружающему миру; дают возможность увидеть, в каком направлении развивается ученик, и, значит, повлиять на его духовное развитие. В младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношений к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу, то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу. Все это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций. В которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций.
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, ее необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.
Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культурных межличностных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». В течение веков народы России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота.













Комментариев нет:

Отправить комментарий